Ни о чём в энергетике нет столько заблуждений и мифов, как о тепловых
сетях. Причиной тому представление о них как предприятии второстепенно,
первое время существующем как непрофильный цех тепловой электростанции и
выделяемом из её состава в отдельное предприятие, чтобы не мешать
персоналу станции заниматься серьёзным делом - производством
электроэнергии. Да и что это такое две трубы в сравнении с грудой
сложно-переплетенного гудящего металла, которым набито помещение
станции. И возникает первое заблуждение о теплосетях, как о предприятии
удивительно несложном и простом в управлении. И почти все руководители, с
успехом сдававшие экзамены по философии не придают значения знаменитому
закону о переходе количественных явлений в качественные. Например, если
только магистральные трубы теплосети Хабаровска вытянуть в одну линию,
они достанут до Владивостока, труб квартальных сетей хватит до
Николаевска-на-Амуре. Это всё надо обойти и обслужить. К теплосетям
Хабаровска присоединено 11 тысяч тепловых пунктов и её персоналу
приходится управлять путём взаимодействия не менее чем с 3-мя тысячами
человек их обслуживающих. Только счетов населению на 3-х тоннах бумаги
приходится ежемесячно выписывать и доставлять 185 тысяч. Кроме этого
приходится взаимодействовать более чем с 2-мя тысячами юридических лиц,
каждое из которых считает за честь не заплатить за потреблённую энергию.
При всей просто-те теплосетей их масштабы, как правило большинством
людей не воспринимаемые, требуют к ним уважения дальше большего, чем к
теплогенерирующим предприятиям. Другое заблуждение связано с
непониманием особенностей функционирования естественной монополии.
Работу любого предприятия оплачивают его клиенты. Если продукция одного
предприятия перестала устраивать клиента, он покупает продукцию другого
предприятия, первое разоряется и его нишу занимает другое. Но в
отношении естественной монополии это невозможно по двум причинам. Первая
- наша продукция чрезвычайно конкурентоспособна, те лица, которые в
припадке раздражения на тарифы за тепло установили собственные котлы,
сейчас дружно просятся назад, вторая - можно поменять весь персонал
теплосети, но само предприятие обречено жить и его расходы будут рано
или поздно в полной мере покрыты. Но лучше раньше, потому что
несвоевременное покрытие расходов, например ремонтных, ведёт к
увеличению их объёмов и следовательно к удорожанию услуг теплосети.
Естественная монополия обречена на полную оплату своих расходов и услуг,
но во избежание зло-употреблений они должны быть обеспечены контролем
общества. Любые попытки урезать расходы сверх необходимого, ведут к их
увеличению. Например, снижение конкурентоспособности зарплаты по
сравнению с другими отраслями ведёт к обслу-живанию теплосети менее
квалифицированным персоналом, а ошибки и неопытность персонала ведут к
общему увеличению расходов. Здесь нет призыва давать руково-дству
естественной монополии полную свободу в определении необходимых ему
средств, но общество должно осознать, что существует определённый
минимум, по-нижение которого ведёт к увеличению выплат в будущем. Сейчас
средств на пере-кладки трубопроводов выделяется столько, что средний
возраст трубопроводов теплосети неуклонно повышается. В определённый
момент общество осознает, что теплосеть приведена в совершенно
непотребное состояние, поменяют руководителей, а новых профинансируют
так, как бывшим и не снилось. Многие при этом отличатся. Родится
очередная плеяда спасителей. Такое на моей памяти было уже два раза, жду
третьего. Но к самым страшных заблуждениям следует отнести миф о
приемлемых тепловых потерях. Из года в год, из отчёта в отчет блуждали и
переписывались значения тепловых потерь в размере не более 10%. В одной
из публикаций теплосети Новосибирска как-то даже объявляли об 1%
тепловых потерь. Истоки мифа - отсутствие приборов учёта у абонентов.
Сколько бы не было отпущено тепла от ТЭЦ, всё оно за вычетом некоторого
норматива потерь предъявлялось абонентам пропорционально их до-говорной
нагрузке. Это не самодеятельность энергоснабжающих организаций, это
требование инструкций по распределению тепла. Попытки обозначить
тепловые по-тери в размерах близких к реальным встречали ярое
противодействие планирующих чиновников. Пришли новые времена.
Часть клиентов интенсивно начала устанавливать приборы учёта. Мэр
Хабаровска росчерком пера установил виртуальные приборы учета на всём
муниципальном жилье, которые ежемесячно показывают одно и то же
значение. Эти виртуальные приборы называются норматив оплат за отопление
на кв.м и на потребление горячей воды л/чел. Правильны эти нормативы
или нет, вопрос второй. Самое главное в том, что тепловые потери на эти
объекты не спишешь, а на незащи-щенные объекты, которых осталось мало,
приходится такая дурная цифра, что её предъявить просто невозможно.
Тепловой баланс по теплосети (отпущенное тепло - норматив тепловых
потерь = предъявленное тепло) перестал срастаться, начались крупные
недопредъявления тепла. Каковы тепловые потери в самом деле,
никто не знает и никто не будет знать, пока у всех абонентов не будут
стоять приборы учёта. Но это дело отдалённой перспективы. Оценочные их
величины можно привести. В некоторых российских публикациях авторы,
начиная с 25% договариваются до 50-60%. В Дании, где к энергосбережению
относятся со священным трепетом и все клиенты рассчитываются через
приборы учёта говорят о 20%. Я считаю, что у меня есть доказательства,
что их величина в теплосе-тях Хабаровска никак не меньше 27% . В январе
2001г. баланс не свелся на 34%. На ряде ответвлений от магистральной
теплосети имеются приборы учёта. На ответвлениях на микрорайон Большая
Вяземская, Хабаровский совхоз, пос. Победа приборы учёта устойчиво
показывают потребление тепла на отопление на 30% более договор-ного,
потребление подпиточной воды больше на 40-60%. Это характеризует потери в
муниципальном секторе. Но попробуйте эти цифры упросить учесть.
Икнуть не успеете, как планирующие чи-новники разъяснят Вам порочность
этого подхода и посоветуют лучше работать. Приводимые цифры
страшны для осознания и это не повод их игнорировать. Но именно поэтому
их игнорируют и отношение пока такое - километры и километры теплотрасс
стоят без изоляции, эшелоны и эшелоны топлива завозятся на компенсацию
этого маленького недостатка. Срок окупаемости изоляции от 1 год, в самом
дорогостоящем варианте не более 2 лет. Очередное заблуждение, а
может быть неправильная терминология - приборы учёта обеспечивают
экономию тепла. Экономию платежей - да и то не всегда, но тепла -нет.
Простегабоненту предъявляется к оплате фактически потреблённое им тепло,
а не начисленное энергоснабжающей организацией. Нередко абонент по
приборам начи-нает платить больше, чем ему раньше начислялось. Но следом
возникает мощный стимул к энергосбережению. Любая энергосберегающая
операция приносит отчётли-во видимый дивиденд, и коммерческие структуры
установили и продолжают установ-ку приборов. Следом потянулись
бюджетные, которых жёстко ограничили в расходах. Поэтому я считаю
приборы учёта сильнейшей "мозгопроясняющей" технологией, без которых все
разговоры об энергосбережении превращаются в пустую болтовню. Но
в городе приборы учёта не только устанавливают, но и уничтожают. В
период до постановления Мэра о введении нормативов платежей за услуги
теплосети, муниципальным предприятиям было передано 14 комплектов
приборов учёта, установлен-ных, как правило, в период капитального
строительства. На текущий момент муниципальными предприятиями эти
приборы уничтожены. Упомянутые выше наши приборы учёта на ответвлениях,
не используются и вряд ли будут использованы для взаиморасчётов, хотя
оформлены по всем необходимым критериям кроме одного - согласия
муниципальных тепловых сетей. Это даёт мне основания утверждать, что во
взаимоотношениях энергетики - муниципалы уничтожен даже самые мельчайший
интерес к энергосберегающим технологиям. Причём не только Мэр, но и
энергетики приложили к этому руку. Пару лет назад было совсем уж
смутное время. Жилищники собирали с квартиросъёмщиков за отопление и
горячую воду деньги и не спешили оплачивать тепло муниципальным тепловым
сетям, пока не закрывали все свои нужды, в том числе и не связанные с
теплом. Муниципальные сети кое-что, получив, закрывали свои нужды и
оставшиеся крохи доходили до энергетиков. Тогда доводилось видеть
совершенно бессовестные протоколы, примерно следующего содержания -
народ настолько беден, что удаётся собрать только 60%, из которых мы
обязуемся до энергетиков довести 30-40%. Нетерпимая ситуация в конце
концов была взорвана переходом на прямой сбор с квартиросъёмщиков
платежей энергетиками. Сопротивление было ожес-точённым и в пылу борьбы
ребёнок энергосбережения был вместе с водой из ванны выплеснут. Сейчас
действует прекрасная в своей прозрачности система сбора платежей с
населения. Специализированный расчетно-кассовый центр (РКЦ) выпускает
квитанции, которые могут быть оплачены либо на почте, либо в банке.
Основой для начисления служат квадратные метры и количество проживающих.
Оплаченная квитанция учиты-вается в РКЦ, обеспечивая сквозной контроль
движения денег по каждому квартиро-съёмщику. Есть ежесуточный отчёт по
поступлениям. Наш подрядчик - Муниципаль-ные тепловые сети получает
ежесуточно определённую ему энергетической комисси-ей долю. Доля
энергетиков достается энергетикам. Удалось доказать, что платежи могут
собираться достаточно эффективно, 85% квартиросъёмщиков оплачивает
своевременно, еще 5% с опозданием, еще 5% - после обращения в суд, 5% в
обозри-мом будущем платить видимо не будут. Но попробуйте найти, где в
этой схеме можно заработать на энергосбережении. Я специально употребляю
слово заработать, потому, как в этой цепочке любое звено заявит о своих
неустанных энергосберегающих хлопотах, а приборы учёта уничтожат как
лишнюю расходную статью, мешающую ве-ликоречивым заявлениям. Но самое
странное, что эта ситуация безответственности похоже всех устраивает,
хотя потери уже есть и немалые В 1992 г. теплоснабжение
Хабаровска находилось в очередном состоянии системного кризиса (многие
ещё помнят кризис 1983 г.). Сменили руководство теплосети. Пона-добилось
около 4-х лет трудов, чтобы переломить ситуацию. Один из основных
пока-зателей январская подпитка теплосети составлявшая более 10300 т/час
к 2000 г. сни-зилась до 5300 т/час. Экономия не так уж и велика.
Всего-навсего равна январской производительности ТЭЦ-2, а ТЭЦ-2 занимает
около 1/8 производительности всех теп-логенерирующих мощностей
Хабаровска, хотя если сравнивать с Николаевском, то это 2 мощности.
Самое любопытное, что этому достижению дает объяснение дос-таточное
количество лиц, не забывая упомянуть и о своей ведущей роли. Попробую
это сделать и я. По городу бродила куча советчиков и наёмных
наладчиков. Руководством теплосети была поставлена задача - всех
"болтологов" вытеснить и организовать постоянную, тягучую,
систематическую, повседневную работу своего персонала и его ведущей
части именуемой слесарь по обслуживанию теплофикационных вводов. В
летний период наряду с солидными перекладками теплосети был сделан упор
именно на капитальный ремонт и регламентные работы. Требования правил
технической эксплуатации по ряду позиций были ужесточены. Идеология -
все "мелочи" это не мелочи, а основная работа. Планы ремонта зашкаливали
за 700 позиций. И пока высокие руководители делали парадные объезды
перекладываемых трубопроводов, коллектив кропотливо занимался
капитальным ремонтом. Была организована режимная группа. Под её
руководством слесари теплофикационных вводов, которые являются ведущей
категорией персонала по организации режима теплопотребления,
почувствовав систематическую поддержку и направляющее воздействие
руководства организовали постоянное давление на абонентов по части
улучшения тешюиспользования, которое по несколько % в год поднялось с
61% до 83%. Серьёзную работу проводил абонентский отдел, который на
основе докладов снизу организовывал постоянное экономическое давление на
клиентов с низким теплоиспользованием. Обстановка в городе с
теплоснабжением стабилизировалась. В итоге мы имеем весьма
плачевный результат, большего вреда предприятию тепловых сетей не
наносил никто. Родился очередной миф - ситуация ухвачена навечно. Это
привело к систематическим урезанием финансирования ремонтов и перекладок
тепловых сетей. О развитии и говорить нечего. Слесаря теплофикационных
вво-дов 2/3 своего времени сейчас заняты разноской по клиентам разного
рода финансо-вых документов, предупреждений и их отключеньями. Более
того, у высоких руково-дителей появилось мнение, что этих бездельников
надо ликвидировать и целиком переквалифицировать на
инспекторско-финансовые функции. Результат, помедлив, появился. По
сравнении с прошлым отопительным сезоном подпитка увеличилась более чем
на 1000 т/ч. Это больше чем потребляют на горячее водоснабжение города
Николасвск или Амурск. К этому достижению никто примазаться не спешит. В
переводе на рубли получается очень неприличная сумма сопоставимая с
нашим годовым финансированием на капремонт. Поневоле вспоминается
марксистко-ленинская философия. Общество развивается по спирали.
Значит, подходит время очередного кризиса системы теплоснабжения
Хабаровска (первый звоночек уже есть), смены руководства теплосети, ну а
новые руководители, получив всё что надо, с успехом и энтузиазмом
кризис преодолеют. Перспектива неплохая.
|