Наряду с наиболее известными способами повышения надежности электроснабжения потребителей эффективным средством является также использование резервных электростанций. Резервные электростанции необходимы для питания потребителей первой категории, которые по характеру технологического процесса не терпят длительных перерывов в электроснабжении.
Промышленность выпускает передвижные (ПЭС) и стационарные электростанции. Они бывают с бензиновыми или дизельными двигателями.
По способу транспортировки ПЭС бывают прицепные, перевозимые в автомобилях, буксируемые автомобилем или трактором. Они бывают с ручным, автоматическим и комбинированным регулированием напряжения.
Основной элемент ПЭС — агрегат, состоящий из первичного двигателя, электрического генератора и распределительного устройства, в которое входят приборы управления, регулирования, контроля и защиты.
Широкое применение в качестве резервных источников питания получили стационарные электростанции.
Промышленность выпускает агрегаты электростанций мощностью от 0,5 до 1000 кВт. При мощности электростанций до 10 кВт первичными двигателями служат бензиновые, карбюраторные. Дизельные агрегаты выпускают мощностью от 5 до 1000 кВт. Стационарные электростанции по мощности бывают такие же, как и передвижные. Большое распространение получили стационарные дизельные электростанции (ДЭС) как наиболее экономичные.
Различают ДЭС по мощности: малой — до 50 кВт, средней — до 200 и большой — выше 200 кВт. ДЭС бывают неавтоматизированные и автоматизированные; неавтоматизированные предназначены для одиночной работы, автоматизированные в зависимости от степени автоматизации могут обеспечивать непрерывную работу без обслуживающего персонала в течение 4...240 ч.
Передвижные автоматизированные дизельные электроагрегаты и ДЭС бывают следующих типов: АД, ЭСД, ДЭА, ЭСДА,УМПЭ, ДЭС; стационарные автоматизированные — АСДА,ТМЗ-ДЭ, ДГА, ДГМА, АС,КАС.