Элементы статора состоят из двух половин: верхней, которая поднимается после вскрытия фланцевого разъема, и нижней, которая остается на опорах и может разбираться только после удаления ротора. Плоскость разъема половин статора является горизонтальной и, как правило, проходит через ось вращения. Основными элементами статора являются следующие: корпус цилиндра, состоящий из 3-х частей: литой (9 на рис.1), сварной средней части (11 на рис.1), сварного выходного патрубка; к корпусу крепятся обоймы диафрагм (10 на рис.1), в которых закрепляются диафрагмы, состоящие из тела диафрагмы (7 на рис.1) и обода диафрагмы (13 на рис.1), между которыми установлены сопловые лопатки. В передней (по месту подвода свежего пара) литой части корпуса за-креплены элементы переднего концевого уплотнения (1 и 2 на рис.1) и вварены сопловые коробки (3 на рис. 1), к которым с одной стороны приваривается корпус регулирующего клапана, а с другой вварены сопловые сегменты регулирующей ступени (4 на рис.1). При выходе ротора из корпуса цилиндра имеются концевые уплотнения: переднее – в месте подвода свежего пара (1 и 2 на рис.1) и заднее – в месте отвода отработавшего в цилиндре пара. Своими концами ротор опирается на два опорных подшипника скольжения, воспринимающих радиальные усилия. Для восприятия осевого усилия, действующего на ротор и стремящегося сместить его, как правило, в направлении потока пара, имеется упорный подшипник. У турбины ВК-50 передний опорный подшипник выполнен вместе с упорным и представляет собой комбинированный опорно-упорный подшипник. Подшипники размещаются в своих корпусах: в корпусе переднего подшипника (он является выносным) и в корпусе заднего подшипника (он является встроенным в выходное устройство турбины). Условия работы элементов статора менее тяжелые, чем элементов ротора, прежде всего потому, что первые не вращаются, и потому не нагружены центробежными силами. Основная нагрузка, действующая на корпус, обоймы, диафрагмы, – это разность давлений. Под ее действием детали статора должны сохранять не только прочность, но и жесткость, и плотность, что особенно важно для работы при высоких температурах, когда происходит ползучесть материала. Последняя может привести к короблению фланцевого разъема, остаточному прогибу обойм и диафрагм. Недостаточная жесткость может привести к повышенным взаимным перемещениям ротора и статора и задеваниям их друг о друга. Недостаточная плотность может привести к паразитным протечкам пара и к соответствующему снижению экономичности и надежности работы энергетической турбины.
Р и с.1 Схематическое изображение элементов проточной части турбины: 1 – втулка переднего концевого уплотнения; 2 – вкладыш переднего концевого уплотнения; 3 – сопловая коробка; 4 – сопловой сегмент; 5 – поворотная лопатка регулирующей ступени; 6 – камера регулирующей ступени; 7 – тело диафрагмы первой нерегулируемой ступени; 8 – диск цельнокованой части ротора; 9 – литая часть цилиндра; 10 – обойма диафрагм; 11 – сварная средняя часть цилиндра; 12 – насадной диск; 13 – обод диафрагмы последней ступени
|