Для нормальной эксплуатации водопроводная сеть должна быть оборудована: задвижками, пожарными гидрантами, воздушными вантузами и выпусками. На сетях хозяйственно-противопожарных водопроводов задвижки устанавливаются с таким расчетом, чтобы количество отключаемых гидрантов составляло не более пяти. Пожарные гидранты должны располагаться вдоль дорог и проездов на взаимных расстояниях не более 100 м, не ближе 5 м от стен зданий и вблизи перекрестков проездов. Гидранты при их установке вне проезжей части дорог должны находиться не далее 2 м от края проезжей части.
Воздушные вантузы устанавливаются в высших точках на перегибах профиля водовода или магистрали. Кроме вантузов, на стальных и деревянных водоводах диаметром более 400 мм в местах возможного образования вакуума должны устанавливаться клапаны для впуска воздуха. Выпуски оборудуются в пониженных местах трубопроводов для сброса воды в ближайший водосток, канаву и т. п. Водопроводная арматура на сети устанавливается в кирпичных, железобетонных или деревянных колодцах.
При трассировке водопроводных линий должны учитываться нижеследующие нормативные положения:
При пересечении водопроводных линий между собой расстояние в свету должно быть не менее 0,15 м.
При пересечении водопроводных линий хозяйственно-питьевого водопровода с канализационными линиями они, как правило, должны укладываться выше канализационных труб, при этом расстояние в свету между стенками труб по вертикали должно быть не менее 0,4 м.
При параллельной прокладке труб хозяйственно-питьевого водопровода в одном уровне с канализационными трубами расстояние между стенками должно быть, как правило, не менее 1,5 м при диаметре водопроводных труб до 200 мм и не меньше 3 м при диаметре более 200 мм.
При пересечении трубопроводами железнодорожных линий и автомобильных дорог, если возможно, они должны укладываться по мостам или в трубах над насыпями. При невозможности использования этих сооружений в указанных целях трубопроводы следует прокладывать под магистральными железнодорожными путями нормальной колеи на перегонах, под автомобильными дорогами I и II категорий общего пользования, а также под промышленными дорогами I категории, как правило, в кожухах с установкой задвижек по обе стороны от перехода.
При переходе трубопроводов через реки дюкерами верх трубы должен располагаться не менее чем на 0,5 м ниже дна реки, а в пределах фарватера на судоходных реках — не менее 1 м. При переходе через водоемы дюкерами общее количество ниток переходов должно быть не менее двух.